Что такое система управления охраной труда
Система управления охраной труда (СУОТ) – это система менеджмента в области охраны труда, которая устанавливает требования к деятельности организации, направленных на планирование и предупреждение возникновения несчастных случаев. Другими словами, это обеспечение безопасных условий труда, оценка рисков, а также постоянный контроль со стороны руководства. Данная система менеджмента дает организации гарантию, что ее деятельность систематически осуществляется с учетом всех законодательных требований охраны труда и под постоянным контролем.
Требования к системе управления охраной труда описаны в стандарте СТБ ISO 45001.
Стандарт СТБ ISO 45001
В Республике Беларусь с 1 мая 2020 года Постановлением Государственного комитета по стандартизации принят стандарт СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению». Данный стандарт является идентичным международному ISO 45001:2018, который в свою очередь был разработан международным органом по стандартизации ISO с учетом всех основополагающих принципов менеджмента и устанавливает требования к СУОТ.
Со сроками перехода на соответствие требованиям стандарта СТБ ISO 45001-2020 можно ознакомиться по ссылке.
Разработка СУОТ
Перед началом разработки СУОТ необходимо определиться, какая будет область применения СУОТ. Далее необходимо назначить ответственных и определить их обязанности. После этих этапов, определяется структура документации СУОТ. Организация сама определяет в каких документах будут описаны те или иные требования, а также количество документов с учетом специфики и размера организации. Все требования СУОТ могут описываться в любых внутренних документах организации. Однако, исходя их практики чаще всего СУОТ состоит из следующих документов:
– Приказ о назначении ответственных и разработке СУОТ;
– Политика в области здоровья и безопасности при профессиональной деятельности;
– Руководство по СУОТ;
– Цели в области здоровья и безопасности при профессиональной деятельности;
– Карты оценки рисков и возможностей;
– Записи по внутренним аудитам;
– Процессы СУОТ;
– Документированные процедуры;
– Приказ о внедрении СУОТ.
Если организация состоит из множества отделов и имеет сложную организационную структуру, то лучше документацию по СУОТ разбить на отдельные процедуры и процессы. Другими словами, лучше создать отдельный документ, который будет относиться к конкретному подразделению и включать часть требований системы, относящиеся только к данному подразделению, а не разрабатывать один общий документ.
Однако, если организация небольшого размера, то лучше все требования СУОТ описать в одном документе — Руководстве по СУОТ. Это поможет упростить документооборот и все требования будут в одном месте.
Подводя итог, организация в праве разрабатывать СУОТ так, как ей удобнее, и описывать требования системы там, где удобнее. Главное ничего не упустить. Для этого и должны заниматься разработкой СУОТ квалифицированные специалисты, которые смогут грамотно выстроить саму структуру системы, т.к. от этого в дальнейшем будет зависеть понимание и функционирование данной системы менеджмента.